"Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование".
Цели: Развивать познавательную активность детей. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять. Отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Углублять представления о живой и неживой природе.
Задачи: Через экспериментирование дать детям возможность удовлетворить их любознательность (почему, зачем, как, что будет, если...). С целью поддержания интереса к экспериментированию давать задания детям через проблемные ситуации от имени сказочного героя. Для реализации задач осуществлять взаимодействие с родителями.
Условия возникновения и становления опыта.
Цели: Развивать познавательную активность детей. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять. Отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Углублять представления о живой и неживой природе.
Задачи: Через экспериментирование дать детям возможность удовлетворить их любознательность (почему, зачем, как, что будет, если...). С целью поддержания интереса к экспериментированию давать задания детям через проблемные ситуации от имени сказочного героя. Для реализации задач осуществлять взаимодействие с родителями.
Условия возникновения и становления опыта.
Экспериментирование служит средством развития
познавательных процессов, формирования и развития интереса к явлениям природы,
к чудесам, скрывающимся в самых обычных предметах - песке, воде, куске
пластилина, воздушном шарике.
Известно, что дети любят возиться с песком, водой. А как мы
на это реагируем? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает
маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание
познакомиться с тем, что запрещают - накапливается. В старшем дошкольном
возрасте это любопытство принимает неожиданную форму. Экспериментирование с
различными материалами заинтересовывает детей своим процессом.
В ходе первичной диагностики выяснилось, что дети мало
знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Они привыкли к
пассивной роли наблюдателей за действиями взрослых. Им недоставало необходимых
знаний и умений для того, чтобы поставить цель, выбрать необходимый материал,
прийти к правильному умозаключению, доказать свою точку зрения.
На этой почве и возникла идея становления данного опыта. В
экспериментировании использовались разработанные упражнения и проблемные
ситуации для самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования.
В детском
саду создали все
условия для организации педагогического процесса по опытно-экспериментальной
деятельности. Имеется в наличии
«Экспериментальный уголок» или исследовательский центр, где
дети проводят простейшие опыты с водой, снегом, воздухом, почвой: наблюдают
влияние почвы на рост и развитие растений и т. д.
Предлагаемая технология носит возрастной характер, так как
актуальность вопросов, которые в нее включены, имеют свою значимость на всех
этапах дошкольного детства.
Занятие по экспериментированию.«Поиск воздуха» /средняя группа/.
Программное содержание.
Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования.
Способствовать расширению знаний о воздухе.
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Оборудование: воздушные шары, небольшие тазики, трубочки, бумажные
кораблики. Фартуки, тряпочки. Пушинки, бумажные полоски.
Ход занятия.
В. Ребята, к нам сегодня прилетели два воздушных шарика. Один веселый,
толстый, румяный, а второй - бледный, худой, грустный. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что в одном шарике много воздуха, а в другом воздуха
мало, он сдулся.
В. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д. надо его посильнее надуть.
В. Как вы думаете, что находится внутри шарика, когда мы его
надуваем? Дети. Воздух.
В. Откуда же берется воздух?
Дети. Мы его выдыхаем.
В. Давайте мы с вами вдохнем и выдохнем воздух. Поставьте ладошку
ко рту и выдохнете воздух. (Дети выполняют). Что вы почувствовали?
Д. Движение воздуха.
В. Значит, воздух можно почувствовать. Поставьте ладошку близко ко
рту и выдохните воздух. Какой он?
Дети. Теплый.
В. А теперь ладошку поставьте подальше и подуем на ладошку. Теперь
что вы почувствовали? Какой воздух» (холодный)
Воздух можно почувствовать. Он бывает теплый и холодный.
Возьмите полоску бумаги и приложите её ко рту и вдохните. Что
произошло с полоской? Она втянулась. При вдохе воздух втягивает полоску. А
теперь полоску положите на стол, и потихоньку на нее подуйте. Что произошло с
полоской?
Дети. Она «прыгает» как лягушка.
В. Ребята, а можно ли увидеть воздух? (ответы детей).
Возьмите трубочку и подуйте через неё на ладошку. Что вы
почувствовали?
Дети. Струю воздуха.
В. Опустите один конец трубочки в воду и выдохните в нее. Что
происходит? Дети. Выходят пузырьки, это воздух.
В. Ребята, из трубочки выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, потом выдыхаем. Воздух вокруг нас. Мы его видим? (ответы детей) Он невидимка. Скажите, для чего воздух нужен человеку?
Дети. Чтобы дышать.
В. А сейчас мы поиграем в игру «Пузырь» (Физкультминутка)
(Хороводная игра: «Пузырь»)
Дети садятся за столы, перед ними бумажные кораблики
В. Ребята, опустите кораблики на воду. Плывут кораблики? Что мы с вами
можем сделать, чтобы кораблики поплыли?
Дети. Нужно подуть на них.
В. Подуйте. Что же двигает наши корабли»
Дети. Воздух.
В. Откуда берется воздух?
А как сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?
Д. Посильнее подуть.
В. Вдохните побольше воздуха и сильнее его выдохните, чтобы кораблик поплыл быстрее.
(Дети выполняют).
А теперь, возьмите пушинку, положите на ладошку и подуйте на неё, что произошло?
Д. Она полетела.
В. Скажите, легче было дуть на кораблик или на пушинку?
Д. На пушинку.
В. А рочему?
Д. Потому что она легче кораблика.
В. Молодцы! А можно ли услышать воздух? (Ответы детей)
А давайте проверим. Возьмите шарики и надуйте их. Крепко держите пальчиками, чтобы шарики не сдулись. Ребята сейчас мы послушаем, какую песенку будут петь ваши шарики. Потихоньку разжимайте пальчики и слушайте. (Дети разжимают пальчики, шарики сдуваются)
В. Ребята, вы услышали песенку шарика? Что произошло с шариками?
Д. Они сдулись, из них вышел воздух.
В. Вы слышали песенку? Кто пел песенку?
Дети. Воздух.
В. Значит, воздух можно слышать. Ребята, наши шарики загрустили. Что нужно сделать, чтобы они были веселыми?
Д. Нужно их надуть.
В. Как нужно дуть, чтобы воздушный шарик стал круглым, веселым и крепким?
Д. Нужно сильно дуть.
В. А где вы возьмете воздух?
Д. Мы его вдохнем.
В. Возьмите шарики, надуйте их и поиграйте.
Игры с шариками.
В. Ребята, из трубочки выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, потом выдыхаем. Воздух вокруг нас. Мы его видим? (ответы детей) Он невидимка. Скажите, для чего воздух нужен человеку?
Дети. Чтобы дышать.
В. А сейчас мы поиграем в игру «Пузырь» (Физкультминутка)
(Хороводная игра: «Пузырь»)
Дети садятся за столы, перед ними бумажные кораблики
В. Ребята, опустите кораблики на воду. Плывут кораблики? Что мы с вами
можем сделать, чтобы кораблики поплыли?
Дети. Нужно подуть на них.
В. Подуйте. Что же двигает наши корабли»
Дети. Воздух.
В. Откуда берется воздух?
А как сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?
Д. Посильнее подуть.
В. Вдохните побольше воздуха и сильнее его выдохните, чтобы кораблик поплыл быстрее.
(Дети выполняют).
А теперь, возьмите пушинку, положите на ладошку и подуйте на неё, что произошло?
Д. Она полетела.
В. Скажите, легче было дуть на кораблик или на пушинку?
Д. На пушинку.
В. А рочему?
Д. Потому что она легче кораблика.
В. Молодцы! А можно ли услышать воздух? (Ответы детей)
А давайте проверим. Возьмите шарики и надуйте их. Крепко держите пальчиками, чтобы шарики не сдулись. Ребята сейчас мы послушаем, какую песенку будут петь ваши шарики. Потихоньку разжимайте пальчики и слушайте. (Дети разжимают пальчики, шарики сдуваются)
В. Ребята, вы услышали песенку шарика? Что произошло с шариками?
Д. Они сдулись, из них вышел воздух.
В. Вы слышали песенку? Кто пел песенку?
Дети. Воздух.
В. Значит, воздух можно слышать. Ребята, наши шарики загрустили. Что нужно сделать, чтобы они были веселыми?
Д. Нужно их надуть.
В. Как нужно дуть, чтобы воздушный шарик стал круглым, веселым и крепким?
Д. Нужно сильно дуть.
В. А где вы возьмете воздух?
Д. Мы его вдохнем.
В. Возьмите шарики, надуйте их и поиграйте.
Игры с шариками.
Воздух мы искали,
Шарик надували
Шарик в воду опустили,
Пузырьки заметны были
Пузырьки заметны были
Китайская пословица гласит:
«Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - я и пойму»
Усваивается всё крепко и надолго когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику детского сада.
Воспитателями делается всё большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
В мире мудрых мыслей
«Что я слышу -я забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю». Конфуций
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам»
Р.У. Эмерсон
«Люди, научившиеся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев
«Если знанья есть - то и слову честь» Ш. Кудайбердиев
«Все дети видят, чувствуют и думают по-своему» Ж.Ж. Руссо
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В Сухомлинский
Литература по теме самообразования.
1. Л.Н. Прохорова «Познаем, исследуем, развиваемся». Владимир 2002.
2. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Сфера 2007.
3. А.И. Иванова « Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» Сфера 2007.
4. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» Сфера 2007.
5. О.В. Дыбина « Ребенок в мире поиска» Сфера 2007.
6. А. Кузнецова. «205 развивающих игр для детей 3-7 лет» Москва 2006.
7. Журналы: Ребенок в детском саду. Воспитатель ДОУ. Управление ДОУ.
Детский сад от А до Я. Дошкольная педагогика. Справочник старшего воспитателя ДОУ.
Дошкольное воспитание.
В мире мудрых мыслей
«Что я слышу -я забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю». Конфуций
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам»
Р.У. Эмерсон
«Люди, научившиеся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев
«Если знанья есть - то и слову честь» Ш. Кудайбердиев
«Все дети видят, чувствуют и думают по-своему» Ж.Ж. Руссо
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В Сухомлинский
Литература по теме самообразования.
1. Л.Н. Прохорова «Познаем, исследуем, развиваемся». Владимир 2002.
2. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Сфера 2007.
3. А.И. Иванова « Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» Сфера 2007.
4. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» Сфера 2007.
5. О.В. Дыбина « Ребенок в мире поиска» Сфера 2007.
6. А. Кузнецова. «205 развивающих игр для детей 3-7 лет» Москва 2006.
7. Журналы: Ребенок в детском саду. Воспитатель ДОУ. Управление ДОУ.
Детский сад от А до Я. Дошкольная педагогика. Справочник старшего воспитателя ДОУ.
Дошкольное воспитание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий